Программа вступительного испытания по литературе | Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета (МГУП имени Ивана Федорова) 

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

Программа вступительного испытания по литературе для поступающих в МГУП имени Ивана Федорова в 2013 году

ПРОЦЕДУРА ЭКЗАМЕНА

Все вступительные испытания по общеобразовательным предметам проходят в форме тестирования (бланкового или компьютерного).

Тест по литературе, как правило, состоит из 20-25 вопросов различных уровней сложности: закрытый вопрос с одним верным вариантом ответа, закрытый вопрос с несколькими возможными верными вариантами ответов, открытые вопросы без вариантов ответов.

Каждый абитуриент при входе в аудиторию получает комплект измерительных материалов, который в себя включает: тестовые задания, бланк ответов, титульный лист и черновик с печатью приемной комиссии.

Все записи во время прохождения тестирования делаются только на листах черновика. Пометки на полях теста, на титульном листе запрещены. В бланке ответов ставятся только обозначения (символы), прочитываемые сканером. Верхнее поле бланка ответов представляет собой перечень этих символов.

Перед началом экзамена дежурный в аудитории разъясняет правила работы с тестовыми заданиями и заполнения бланков. Те же правила изложены в преамбуле теста. После разъяснения и  ответов на вопросы абитуриентов, дежурный – член приемной или экзаменационной комиссии, пишет на доске время начала и завершения экзамена.

В ходе экзамена консультация с членами предметной экзаменационной комиссии разрешается только в части формулировки задания.

На решение теста абитуриенту дается 180 минут. По истечении этого времени абитуриент должен сдать тест, бланк ответов и черновик с титульным листом, даже он не закончил выполнение всех тестовых заданий

Использование справочной литературы во время экзамена не допускается.

Черновики проверке не подлежат и на оценку (баллы) не влияют.

ПРОГРАММА  ЭКЗАМЕНА       

РАЗДЕЛ I
ЛИТЕРАТУРА XVIII в.

Классицизм как литературное направление. Реформа стихосложения М.В. Ломоносова и В.К. Тредиаковского. Стилистическое учение М.В. Ломоносова и система жанров в литературе XVIII в. Ода в творчестве М.В. Ломоносова.
Поэтическое новаторство Г.Р. Державина. Жанровые особенности и основные мотивы лирики Г.Р. Державина. Соотношение общественного и личного в “Фелице”. Роль поэта в художественной интерпретации Г. Р. Державина (“Памятник”).
“Недоросль” Д.И. Фонвизина как сатирическая комедия. Система персонажей комедии и особенности драматического конфликта. Тема образования и воспитания. Образы “человеческого” и “животного” в комедии. Смысл заглавия.
Сентиментализм как литературное направление. “Бедная Лиза” Н.М. Карамзина как сентиментальная повесть

РАЗДЕЛ II
ЛИТЕРАТУРА XIX в.

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС XIX в.
Романтизм как литературное направление. Основные жанры романтической поэзии.
Реализм как литературное направление. Становление русского реализма. Пути развития русского реализма в литературе второй половины XIX в. Символизм: эстетические концепции и творчество отдельных поэтов.
Футуризм. Поэтическое мастерство Маяковского.

2. ТВОРЧЕСТВО В.А. ЖУКОВСКОГО
В.А. Жуковский как родоначальник русского романтизма. “Невыразимое” в элегической лирике В.А. Жуковского. Позиция лирического героя.
Жанровые особенности баллад В.А. Жуковского: романтическое двоемирие, сюжет, система персонажей, символика.

3. ТВОРЧЕСТВО А.С. ГРИБОЕДОВА
Творческая история комедии “Горе от ума”.
Сюжет, система персонажей, композиция. Особенности комедийного конфликта. Авторская позиция. Смысл названия пьесы. Традиции классицизма и романтизма. Новаторство А.С. Грибоедова драматурга.

4. ТВОРЧЕСТВО А.С. ПУШКИНА
Этапы творческого пути А.С. Пушкина. Основные мотивы и жанры лирики А.С. Пушкина. Поэтическое новаторство.
Роман в стихах “Евгений Онегин”. История создания. Жанровые особенности; сюжет, система персонажей, композиция. Образ Автора.
Темы “героя” и “лишнего человека” в романе.
Поэмы А.С. Пушкина 1830_х годов. Человек и государство в “Медном всаднике”. Сюжет и композиция поэмы. Позиции героя и автора.
“Капитанская дочка” как историческая повесть. Герой, “среда” и история. Особенности сюжета и композиции. Авторская позиция.

5. ТВОРЧЕСТВО М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
Творчество М.Ю. Лермонтова как вершина русского романтизма.
Основные мотивы лирики. Герой и сюжет в поэмах М. Лермонтова.
“Герой нашего времени” как реалистический роман. Композиция романа: соотношение позиций рассказчиков. Сюжет и система персонажей. Жанровое своеобразие романа.

6. ТВОРЧЕСТВО Н.В. ГОГОЛЯ
Творческая судьба Н.В. Гоголя.
“Ревизор” Н.В. Гоголя как сатирическая комедия. Система персонажей. Специфика комедийного конфликта. Роль “немой сцены”. Тема “маленького человека” в повести “Шинель”. Сюжет и особенности повествования. Герой и позиция автора. “Мертвые души” в судьбе Н.В. Гоголя. Композиция, сюжет и система персонажей “Мертвых душ”.
Сатира Н.В. Гоголя. Поэтика заглавия: “мертвая” и “живая” души в художественной интерпретации Н.В. Гоголя.
Проза Н.В. Гоголя 1830–1840-х годов и пути развития русской литературы.

7. ТВОРЧЕСТВО И.С. ТУРГЕНЕВА
Творческий путь И.С. Тургенева.
“Записки охотника”. Жанровые особенности.
Роман “Отцы и дети”. История создания. Сюжет и композиция.
Система персонажей. Соотношение социально-исторического и общечеловеческого в “Отцах и детях”. Позиция автора. Тип “нового человека”.

8. ТВОРЧЕСТВО А.Н. ОСТРОВСКОГО
Творческий путь А.Н. Островского. А.Н. Островский и “натуральная школа”.
Пьесы “Гроза” и “Бесприданница”. Система персонажей. Патриархальная семья на историческом переломе и судьба отдельного человека.
Трагический конфликт в “Грозе”. Личность и вещь в “Бесприданнице”.

9. ТВОРЧЕСТВО И.А. ГОНЧАРОВА
Роман “Обломов”: сюжет, система персонажей, композиция. Проблема положительного героя: “лишний” и “деловой” типы человеческого поведения в романе. Социально-историческое, национальное и общечеловеческое в характерах.

10. РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
Общая характеристика. Русская поэзия второй половины XIX в. Основные мотивы лирики Ф.И. Тютчева: двоемирие, “роковые минуты” истории, человеческие страсти.
Эстетические принципы А.А. Фета. Теория “чистого искусства”. Поэзия как выражение красоты и идеала. “Природное” и “человеческое” в лирике А.А. Фета.
Гражданственная поэзия. Тема народной жизни в лирике и поэмах Н.А. Некрасова.

11. ТВОРЧЕСТВО М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
М.Е. Салтыков-Щедрин как писатель-сатирик. Жанровые особенности сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Фольклорные традиции и элементы притчи в сюжетах сказок. Гротескный реализм М.Е. Салтыкова-Щедрина.

12. ТВОРЧЕСТВО Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
Творческий путь Ф.М. Достоевского.
“Преступление и наказание” как роман испытания. Сюжет, система персонажей, композиция романа. Тема Наполеона и христианские мотивы в романе. “Многоголосие” и “диалог идей”. Образ Петербурга в романе. Позиция автора.

13. ТВОРЧЕСТВО Л.Н. ТОЛСТОГО
Творческий путь, нравственные и эстетические искания Л.Н. Толстого.
Роман “Война и мир”. Художественная структура произведения.
Система персонажей. Исторический “слом” и становление личности в романе. Авторская интерпретация истории. Идея “общей жизни” и нравственное становление героев. Смысл названия романа.
Мировоззрение и поэтика позднего Толстого. Жанровые особенности рассказа “После бала”. Основные мотивы. Концепция рассказа.
Функция рассказчика и позиция автора.

14. ТВОРЧЕСТВО А.П. ЧЕХОВА
Творческий путь А.П. Чехова.
Жанровые особенности ранних юмористических рассказов А.П. Чехова.
Психологизм зрелой прозы А.П. Чехова. Основные темы и мотивы чеховских рассказов. Сюжетные и композиционные особенности рассказов А.П. Чехова. Трилогия “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”. Позиции героя и повествователя в повести “Ионыч”. Проблема авторской “нормы” в прозаических произведениях А.П. Чехова.
Драматургическое новаторство А.П. Чехова. Жанровые особенности пьесы: сюжет, система персонажей, конфликт. Функции диалогов в “Вишневом саде”. Проблема интерпретации конфликта пьесы. Смысл названия комедии, символика “Вишневого сада”.

РАЗДЕЛ III
ЛИТЕРАТУРА XX в.

1. “СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК” РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Декаданс как кризисный тип сознания рубежа веков. Жизнетворчество и первая русская революция.
“Серебряный век”: границы культурно-исторического понятия.

Символизм и постсимволизм (акмеизм, футуризм, пролетарская поэзия): эстетические концепции и творчество отдельных поэтов.
Ранняя футуристическая лирика В.В. Маяковского. “Вселенская любовь” и трагическое одиночество лирического героя. Поэтическое новаторство В.В. Маяковского.

2. ТВОРЧЕСТВО А.А. БЛОКА
Творческая судьба А.А. Блока. Лирика А.А. Блока как трилогия “вочеловечения”. Трансформация мифа о “Вечной Женственности” (“Стихи о Прекрасной Даме”). Стихийные героини второго тома (“Незнакомка”, “Снежная маска”; “Пляски смерти”). Личное и национально-историческое (“Россия”, “На поле Куликовом”). Символика “Соловьиного сада”. Поэма “Двенадцать”: сюжет, система персонажей, композиция. Символика поэмы. Поэтическая загадка финала “Двенадцати”.

3. ТВОРЧЕСТВО И.А. БУНИНА
Творческая судьба И.А. Бунина.
Сюжетные и композиционные особенности рассказов И.А. Бунина (“Господин из Сан-Франциско”, “Легкое дыхание”).
Психологизм И.А. Бунина.

4. ТВОРЧЕСТВО М. ГОРЬКОГО
Раннее творчество М. Горького. Поэтика рассказа “Старуха Изергиль”: особенности композиции, функции рассказчика. Притча в структуре рассказа. Позиция автора.
Драматургия М. Горького. “На дне” как философская драма-притча. Система персонажей. Специфика конфликта. Символический смысл названия пьесы.

5.  ТВОРЧЕСТВО М.А. БУЛГАКОВА
Творческий путь М.А. Булгакова.
История создания и публикации “Мастера и Маргариты”. Художественная структура романа: сюжет, система персонажей, композиция.
Поэтика художественного пространства и времени (прошлое – вечное –настоящее). “Роман в романе”: трансформация евангельских ценностей. Природа гротеска и традиции русской литературы. Авторская позиция и проблемы читательского понимания.

6. РУССКАЯ ПОЭЗИЯ 1920–1940-х годов

Основные  мотивы и образы поэзии А.А. Ахматовой и С.А. Есенина, О.Э. Мандельштама.

Художественные особенности поэмы А.Т. Твардовского “Василий Теркин”.
Общая характеристика творчества В.В. Маяковского советского периода.

7. ТВОРЧЕСТВО Б.Л. ПАСТЕРНАКА
Творческая судьба Б.Л. Пастернака.
История написания и публикации романа “Доктор Живаго”. Особенности художественной структуры. Позиции героя и автора. Проблема выбора в эпоху исторических метаморфоз. Христианские мотивы в романе. Композиционная и смысловая роль заключительной части: стихи Юрия Живаго как лирический цикл.

8. ЛИТЕРАТУРА 1950–1990-х годов
Великая Отечественная война в русской прозе XX в.: традиции классической литературы и жанровое своеобразие произведений (К.М. Симонов, В. Некрасов, В. Быков, А. Адамович и др.). Образы “тотального лагеря” и “простого человека” в прозе А.И. Солженицына (“Матренин двор”, “Один день Ивана Денисовича”). Социальная психология и общечеловеческая проблематика произведений писателя.
Литература 1960–1970-х годов. Поэзия:Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенский,Р.И. Рождественского Б.А. Ахмадулина и др.). Проблематика “деревенской” и “городской” прозы (В.Г. Распутин, В.П. Астафьев, В.М. Шукшин, Ю.В. Трифонов и др.).
Литература постмодернистской эпохи (1980–1990-е годы). Художественные особенности прозы (А. Битов, Т.Н.Толстая, В. Пелевин и др.).

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Художественная литература как искусство слова. Изобразительные и выразительные возможности речи. Детализация. Речевая характеристика. Экспрессивные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, антитеза, оксюморон, олицетворение.
Иносказательность литературы и художественный вымысел. Фантастика. Гротеск. Аллегория. Символ.
Художественный мир произведения. Художественное пространство и художественное время. Персонаж, система персонажей, конфликт, сюжет, мотив.
Композиция, точка зрения. Композиционные формы речи: повествование, описание (портрет, пейзаж, интерьер), рассуждение, диалог, текст в тексте. Повествователь, рассказчик, образ автора.
Литературный герой: действующее лицо, характер, личность, тип.
Литературный род. Литературный жанр. Стиль литературного произведения.
Эпос как литературный род. Эпические жанры: сказание, притча, анекдот, житие, новелла, повесть, рассказ, эпопея, роман, жанровые разновидности романа.
Драма как род литературы. Драматургический Драматургические жанры: трагедия, комедия, драма как жанр, водевиль, фарс.
Лирика как род литературы. Лирический герой. Лирический цикл. Лирические жанры: ода, элегия, идиллия, послание (эпистола),мадригал, эпиграмма. Лироэпические жанры: басня, баллада, рассказ в стихах, поэма.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: метр (стихотворный размер), ритм, рифма, типы рифм, строфа. Двусложные и трехсложные размеры. Акцентный стих.
Историко-литературный процесс. Основные литературные направления и школы: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, “натуральная школа”, “чистое искусство”, символизм, акмеизм, футуризм, соцреализм, постмодернизм.

СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия Елисаветы Петровны 1747 года. Разговор с Анакреонтом.
Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Фелица. Ключ. Снигирь. Памятник. Бог.
Д.И. Фонвизин. Недоросль.
Н.М. Карамзин. Бедная Лиза.
В.А. Жуковский. Невыразимое. Вечер. Море. Певец. Светлана. Лесной царь.
А.С. Грибоедов. Горе от ума.
А.С. Пушкин. Вольность. Анчар. Деревня. К Чаадаеву (“Любви, надежды, тихой славы...”). Кинжал. К *** (“Я помню чудное мгновенье...”). 19 октября (“Роняет лес багряный свой убор...”). Пророк. В Сибирь. Поэт. Поэт и толпа. “На холмах Грузии лежит ночная мгла...”. “Я вас любил: любовь еще, быть может...”. “Брожу ли я вдоль улиц шумных...”. Поэту (“Поэт! не дорожи любовию народной...”). Разговор книгопродавца с поэтом. Бесы. Осень. “Вновь я посетил...”. “Пора, мой друг, пора...”. “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...”. Евгений Онегин. Медный всадник. Повести Белкина. Капитанская дочка. Борис Годунов.
М.Ю. Лермонтов. “Нет, я не Байрон, я другой...”. Парус. Бородино. Смерть поэта. “Когда волнуется желтеющая нива...”. Молитва (“Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...”). Дума. Поэт (“Отделкой золотой блистает мой кинжал...”). Три пальмы. “Как часто, пестрою толпою окружен...”. “И скучно и грустно...”. Родина. “Выхожу один я на дорогу...”. Пророк. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Мцыри. Герой нашего времени.
Н.В. Гоголь. Ревизор. Мертвые души. Шинель.
Ф.И. Тютчев. Весенняя гроза. “Как океан объемлет шар земной…. Silentium! “Не то, что мните вы, природа...”. “Я помню время золотое...” День и ночь. Осенний вечер. “Нам не дано предугадать…”. Фонтан. Сон на море. Последняя любовь. “Есть в осени первоначальной…”.
А.А. Фет. “Облаком волнистым...”. “Когда мои мечты за гранью прошлых дней...”. “Шепот, робкое дыханье...”. “Сияла ночь. Луной был полон сад...”. “Когда читала ты мучительные строки....”. “На кресле отвалясь, гляжу на потолок...”. “Я пришел к тебе с приветом…”. “На стоге сена ночью южной…”. “Прости! Во мгле воспоминанья…”. Добро и зло.
Н.А. Некрасов. Тройка. Железная дорога. Размышления у парадного подъезда. “В полном разгаре страда деревенская…”. Балет. Кому на Руси жить хорошо.
И.С. Тургенев. 3аписки охотника (Хорь и Калиныч, Бежин луг, Певцы). Отцы и дети.
И.А. Гончаров. Обломов.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Премудрый пескарь, Как один мужик двух генералов прокормил.
А.Н. Островский. Гроза. Бесприданница.
Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.
Л.Н. Толстой. Война и мир. После бала.
А.П. Чехов. Смерть чиновника. Толстый и тонкий. Хамелеон. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Ионыч. Палата № 6. Дама с собачкой. Вишневый сад.
М. Горький. Старуха Изергиль. На дне.
И.А. Бунин. Господин из Сан-Франциско. Легкое дыхание. Темные аллеи.
А.А. Блок. “Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...”. “Вхожу я в темные храмы...”. Незнакомка (“По вечерам над ресторанами...”). “О, весна без конца и без краю...”. “О доблестях, о подвигах, о славе...”. “Ночь, улица, фонарь, аптека...”. Цикл “На поле Куликовом”. Россия. На железной дороге. “Рожденные в года глухие...”. Двенадцать. Соловьиный сад.
А.А. Ахматова. “Память о солнце в сердце слабеет…”. Песня последней встречи. В Царском Селе. “Сжала руки под темной вуалью...”. Сероглазый король. “В последний раз мы встретились тогда...”. “Думали: нищие мы, нету у нас ничего...”. “В ремешках пенал и книги…”. Памяти 19 июля 1914. “Все расхищено, предано, продано...”. Реквием.
Н.С. Гумилев. Капитаны. Жираф. Лес. Заблудившийся трамвай. Шестое чувство. Война.
О.Э. Мандельштам. “Нет, не луна, а светлый циферблат…”. NotreDame. Раковина. “Бессонница. Гомер. Тугие паруса...”. “Золотистого меда струя из бутылки текла...”. “Сестры– тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы...”. “Нет, никогда, ничей не был я современник...”. Ленинград (“Я вернулся в мой город...”). “За гремучую доблесть грядущих веков...”. “Сохрани мою речь навсегда...”. “Мы живем, под собою не чуя страны...”. “Может быть, это точка безумия…”.
В.В. Маяковский. А вы могли бы? Послушайте! Хорошее отношение к лошадям. Скрипка и немножко нервно. Сергею Есенину. Юбилейное. Во весь голос.
Б.Л. Пастернак. Доктор Живаго.
М.И. Цветаева. “Моим стихам, написанным так рано...”. “Идешь, на меня похожий...”. “Ох, грибок ты мой грибочек, белый груздь…”. “В огромном городе моем – ночь...”. “Вот опять окно...”. “Мне нравится, что Вы больны не мной...”.
С.А. Есенин. “О красном вечере задумалась дорога…”. “Запели тесаные дроги…”. “Нивы сжаты, рощи голы…”. Письмо матери. “Спит ковыль. Равнина дорогая…”. “Отговорила роща золотая…”. “Не жалею, не зову, не плачу…”.
М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита.
М.М. Зощенко. Баня. Аристократка. Нервные люди. Тормоз Вестингауза.
А.П. Платонов. Сокровенный человек.
А.Т. Твардовский. Василий Теркин.
А.И. Солженицын. Матренин двор. Один день Ивана Денисовича.
Б.А. Ахмадулина. «Под лаской плюшевого пледа…»“Так дурно жить, как я вчера жила…”. Зимняя замкнутость.
А.А. Вознесенский. Гойя. Параболическая баллада. Маяковский в Париже. Исповедь. Осень в Сигулде. Мастера.

Е.А. Евтушенко. “Я шатаюсь в толкучке столичной…”. “Идут белые снеги…”. Бабий Яр. “Когда взошло твое лицо…”. Молитва перед поэмой (вступление к поэме “Братская ГЭС”).
Тема войны в литературе 40–80_х годов (М. Шолохов, К.М. Симонов, В. Некрасов, В. Быков, А. Адамович и др.).
Проза 60–70-х годов (В.Г. Распутин, В.П. Астафьев, В.М. Шукшин, Ю.В. Трифонов).
Лирика 80–90-х годов.
Проза 80–90-х годов (А. Битов, В. Пелевин, Т. Толстая и др.).

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

  1. Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. М., 2003.
  2. Басовская Е.Н. Русская литература: первая половина XIX века: Учеб.для 9 класса основной школы. М., 1998.
  3. Басовская Е.Н. Русская литература второй половины XIX века: Учеб.пособие для 10 класса средней школы. М., 1998.
  4. Басовская Е.Н. Русская литература: ХХ век: Учеб. 11 класс. М., 2002.
  5. Вознесенская Т.И., Сушилина И.К., Щепакова Т.А. Русская литература.  XIXвек. XXвек.  М.: МГУП, 2006.
  6. Лотман Ю.М. Учебник по русской литературе для средней школы. М., 2000.
  7. Как написать сочинение. В помощь абитуриенту. ( под ред. М.Н. Ёлкиной., М 2008)
  8. И.В. Чапайкин Русская литература начала XX века.( МГУП, М.,208)
  9. И.В. Чапайкин Русская литература последней трети XX века.( МГУП, М.,208)

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ

  1. Леденев А.В., Красовский В.Е. Литература: Справочник абитуриента. М.: Дрофа, 2001.
  2. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М., 1987.
  3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001.
  4. Словарь юного литературоведа. М., 1998.
  5. Чернец Л.В., Семенов В.Б., Скиба В.А. Школьный словарь литературоведческих терминов. М., 2002

Программа разработана в соответствии со стандартом основного общего образования по русской литературе и стандартом среднего (полного) общего образования по русской литературе (базовый и профильный уровни), утвержденными приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089 (изменен приказами  №164 от 03.06.2008,  №320 от 31.08.2009, №427 

от 19.10.2009, №69 от 31.01.2012, №39 от 24.01.2012).

Смотрите также:
Поступающим