Программа вступительного испытания по русскому языку | Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета (МГУП имени Ивана Федорова) 

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

Программа вступительного испытания по русскому языку для поступающих в МГУП имени Ивана Федорова в 2013 году  

ПРОЦЕДУРА   ЭКЗАМЕНА

Все вступительные испытания по общеобразовательным предметам проходят в форме тестирования (бланкового или компьютерного).

Тест по русскому языку, как правило, состоит из 25-30 вопросов различных уровней сложности: закрытый вопрос с одним верным вариантом ответа, закрытый вопрос с несколькими возможными верными вариантами ответов, открытые вопросы без вариантов ответов.

Каждый вариант теста содержит вопросы по орфографии и пунктуации современного русского языка, а также вопросы по фонетике, лексике, по составу слова и словообразованию, по морфологии, по синтаксису словосочетания, простого и сложного предложения, вопросы по культуре речи и стилистике.

Каждый абитуриент при входе в аудиторию получает комплект измерительных материалов, который в себя включает: тестовые задания, бланк ответов, титульный лист и черновик с печатью приемной комиссии.

Все записи во время прохождения тестирования делаются только на листах черновика. Пометки на полях теста, на титульном листе запрещены. В бланке ответов ставятся только обозначения (символы), прочитываемые сканером. Верхнее поле бланка ответов представляет собой перечень этих символов.

Перед началом экзамена дежурный в аудитории разъясняет правила работы с тестовыми заданиями и заполнения бланков. Те же правила изложены в преамбуле теста. После разъяснения и  ответов на вопросы абитуриентов, дежурный – член приемной или экзаменационной комиссии, пишет на доске время начала и завершения экзамена.

В ходе экзамена консультация с членами предметной экзаменационной комиссии разрешается только в части формулировки задания.

На решение теста абитуриенту дается 90 минут. По истечении этого времени абитуриент должен сдать тест, бланк ответов и черновик с титульным листом, даже он не закончил выполнение всех тестовых заданий

Использование справочной литературы во время экзамена не допускается.

Черновики проверке не подлежат и на оценку (баллы) не влияют.

ПРОГРАММА  ЭКЗАМЕНА

ФОНЕТИКА

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Парные и непарные по глухости–звонкости, твердости–мягкости согласные. Позиционные изменения согласных (оглушение звонких шумных согласных на конце слова, ассимиляция по глухости, по звонкости, по мягкости). Слог. Понятие ударения.

ЛЕКСИКА

Слово как единица языка. Значения слова (прямое, переносное). Синонимы, антонимы, омонимы и паронимы в системе русской лексики.

Лексика русского языка с точки зрения стилистических особенностей (общелитературная, книжная, разговорная, экспрессивно окрашенная).

Устойчивые словосочетания и фразеологизмы.

СОСТАВ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Основа слова и окончание. Приставка, корень, суффикс, окончание, интерфикс (соединительный гласный), постфикс – минимальные значимые части слова. Чередование согласных и гласных в корне и в других частях слова.

Безударные гласные в корне слова, их правописание. Правописание слов с чередующимися гласными.

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на согласную. Приставка с'. Приставки, оканчивающиеся на с и з. Безударные гласные в приставках. Приставки пре' и при'. Правописание гласных ы и и после приставок.

Буквы о, е после шипящих в разных частях слова. Буквы ы, и после ц в разных частях слова.

Правописание согласных в корне. Двойные согласные в корне и на стыке частей слова. Непроизносимые согласные. Правописание разделительных ъ и ь. Употребление ь.

Способы словообразования в русском языке: морфологические (суффиксальный, приставочный, сложение основ и пр.) и неморфологические.

Правописание сложных и сложносокращенных слов.

Разбор слова по составу и словообразовательный анализ.

MОРФОЛОГИЯ

Имя существительное как часть речи

Значение имен существительных, их постоянные и непостоянные грамматические признаки (грамматические категории): собственные / нарицательные, одушевленные / неодушевленные, род, число, падеж, склонение.

Синтаксическая роль существительных (подлежащее, именная часть сказуемого, дополнение и пр.).

Правописание падежных окончаний и важнейших суффиксов существительных.

Имя прилагательное как часть речи

Значение имен прилагательных, их грамматические признаки (грамматические категории): род, число, падеж. Разряды прилагательных (качественные, относительные, притяжательные), их особенности. Особенности склонения прилагательных разных разрядов. Степени сравнения качественных имен прилагательных. Синтаксическая роль прилагательных (определение, именная часть сказуемого).

Правописание падежных окончаний и суффиксов, н и нн в полной и краткой форме прилагательных, частицы не с прилагательными.

Имя числительное как часть речи

Значение имен числительных. Классификация числительных. Особенности собирательных числительных. Склонение числительных. Синтаксическая роль числительных.

Правописание числительных.

Местоимение как часть речи.

Значение местоимений. Разряды местоимений. Грамматические признаки различных разрядов местоимений. Особенности склонения местоимений.

Синтаксическая роль различных разрядов местоимений.

Правописание местоимений. Слитное и раздельное написание частиц не и ни с местоимениями.

Глагол как часть речи

Значение глаголов. Постоянные и непостоянные грамматические признаки глаголов: вид, переходность, возвратность, спряжение, залог, наклонение, лицо, число, род. Система форм глагола.

Причастие и деепричастие как особые формы глагола, их образование и основные грамматические категории.

Синтаксическая роль различных глагольных форм (сказуемое, подлежащее и пр.)

Правописание глаголов I и II спряжения и разноспрягаемых глаголов, частицы не с глаголами, н и нн в краткой и полной форме причастий, ь в инфинитиве, во 2'м лице ед. числа, в повелительном наклонении.

Наречие как часть речи

Значение наречий. Классификация наречий. Образование сравнительной степени наречий.

Синтаксическая роль наречий (обстоятельство, часть сказуемого и пр.)

Правописание наречий.

Предлог как часть речи

Классификация предлогов. Правописание предлогов.

Союз как часть речи

Классификация союзов. Типы сочинительных союзов. Типы подчинительных союзов, их соотношение с другими частями речи (местоимениями и наречиями).

Правописание союзов.

Частицы

Классификация частиц и их употребление в речи. Правописание частиц не и ни.

Междометия

Значение междометий. Знаки препинания при междометиях.

СИНТАКСИС

Словосочетание и простое предложение

Понятие предложения. Предложение и словосочетание. Грамматическая основа предложения. Cпособы подчинительной связи в словосочетании и простом предложении: согласование, управление, примыкание. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения.

Типы предложений по составу. Двусоставные предложения. Односоставные предложения: безличные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, определенно-личные, назывные. Способы выражения главных членов в этих предложениях. Полные и неполные предложения. Соотношение понятий “неполное двусоставное предложение” и “односоставное предложение”.

Члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Типы сказуемых (простое глагольное, составное глагольное, составное именное). Второстепенные члены предложения: дополнение (прямое и косвенное), определение (согласованное и несогласованное) и приложение, обстоятельство. Способы выражения главных и второстепенных членов предложения.

 Обособленные второстепенные члены предложения. Вариативность знаков препинания при обособлении второстепенных членов предложения. Случаи обязательного и факультативного обособления дополнений, определений и обстоятельств. Пояснительные, уступительные и присоединительные конструкции, особенности их пунктуационного оформления.

Однородные члены предложения. Критерии определения однородности определений. Обобщающее слово при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах.

Слова, не являющиеся членами предложения (обращения, вводные слова и конструкции, вставные конструкции), их типы и роль в предложении, знаки препинания при них.

Сложное предложение

Понятие сложного предложения. Союзная сочинительная и подчинительная и бессоюзная связь в предложениях.

Сложносочиненные предложения. Типы сложносочиненных предложений. Союзы в сложносочиненном предложении. Знаки препинания между простыми предложениями в составе сложносочиненного предложения. Случаи вариативности знаков препинания.

Сложноподчиненные предложения. Союзы и союзные слова. Виды придаточных предложений. Однородное, параллельное (неоднородное) и последовательное подчинение. Сложное предложение с сочинением и подчинением.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

Бессоюзное сложное предложение, средства связи в нем, отношения между частями (простыми предложениями). Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Вариативность знаков препинания.

Прямая и косвенная речь. Цитирование

Способы пунктуационного оформления прямой речи, диалога и цитат.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебники и учебные пособия

  1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы (любое издание).
  2. Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.В. Русский язык: В 2 ч. М., 1997 (и последующие издания).
  3. Литневская Е.И. Русский язык: Краткий теоретический курс для школьников: Учеб. пособие. М.: Изд'во МГУ; ЧеРо, 2006.
  4. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы (любое издание).
  5. Русский язык: 125 основных правил русской грамматики с упражнениями для школьников и поступающих в вузы / Под ред. П.А. Леканта. М.: Дрофа, 1999 (и последующие издания).
  6. Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля / В.А. Багрянцева и др.  М.: Изд'во МГУ, 2004 (и последующие издания).
  7. Чешко Л.А. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).

Словари и Справочники

  1. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова / О.Е. Иванова, В.В. Лопатин (отв. ред.), И.В. Нечаева, Л.К. Чельцова. 2'е изд., испр. И доп. М., 2005.
  2. Правила русской орфографии и пунктуации: Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. М.: Эксмо, 2007.
  3. Энциклопедия для детей. Русский язык. Т. 10. Ч. 1. М.: Аванта+, 2007.

Программа разработана в соответствии со стандартом основного общего образования по русскому языку и стандартом среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый и профильный уровни), утвержденными приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089 (изменен приказами  №164 от 03.06.2008,  №320 от 31.08.2009, №427 
от 19.10.2009, №69 от 31.01.2012
39 от 24.01.2012).

Смотрите также:
Поступающим