Программа вступительного испытания по обществознанию | Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета (МГУП имени Ивана Федорова) 

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

Программа вступительного испытания по обществознанию для поступающих в МГУП имени Ивана Федорова в 2013 году

ТРЕБОВАНИЯ
к поступающим на направления бакалавриата по дисциплине «Обществознание»

  1. сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
  2. владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  3. владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  4. сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
  5. сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
  6. владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
  7. сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

ПРОЦЕДУРА ЭКЗАМЕНА

Все вступительные испытания по общеобразовательным предметам проходят в форме тестирования (бланкового или компьютерного).

Тест по обществознанию, как правило, состоит из 35–40 вопросов различных уровней сложности: закрытые вопросы с одним верным вариантом ответа, закрытый вопрос с несколькими возможными верными вариантами ответов, открытые вопросы без вариантов ответов.

Каждый абитуриент при входе в аудиторию получает комплект измерительных материалов, который в себя включает: тестовые задания, бланк ответов, титульный лист и черновик с печатью приемной комиссии.

Все записи во время прохождения тестирования делаются только на листах черновика. Пометки на полях теста, на титульном листе запрещены. В бланке ответов ставятся только обозначения (символы), прочитываемые сканером. Верхнее поле бланка ответов представляет собой перечень этих символов.

Перед началом экзамена дежурный в аудитории разъясняет правила работы с тестовыми заданиями и заполнения бланков. Те же правила изложены в преамбуле теста. После разъяснения и ответов на вопросы абитуриентов, дежурный – член приемной или экзаменационной комиссии – пишет на доске время начала и завершения экзамена.

В ходе экзамена консультация с членами предметной экзаменационной комиссии разрешается только в части формулировки задания.

На решение теста абитуриенту дается 100 минут. По истечении этого времени абитуриент должен сдать тест, бланк ответов и черновик с титульным листом, даже он не закончил выполнение всех тестовых заданий.

ПРОГРАММА ЭКЗАМЕНА

Раздел 1. Общество.

1.1 Общество как динамическая система.
1.2 Общество и природа.
1.3 Общество и культура.
1.4 Взаимодействие экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.
1.5 Важнейшие инструменты общества.
1.6 Многообразие путей и форм общественного развития.
1.7 Проблема общественного прогресса.
1.8 Ценность современного мира, его противоречия.
1.9 Глобальные проблемы человечества.

Раздел 2. Человек.

2.1 Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
2.3 Бытие человека.
2.4 Потребности и способности человека.
2.5 Деятельность человека, ее основные виды.
2.6 Цель и смысл жизни человека.
2.7 Самореализация.
2.8 Личность, ее социализация и воспитание.
2.9 Внутренний мир человека.
2.10 Сознательное и бессознательное.
2.11 Самопознание.
2.12 Поведение.
2.13 Свобода и ответственность личности.

Раздел 3. Познание.

3.1 Познание мира.
3.2 Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
3.3 Истина и ее критерии.
3.4 Многообразие форм человеческого знания.
3.5 Научное познание.
3.6 Науки о человеке и обществе.
3.7 Социальное и гуманитарное знание.

Раздел 4. Духовная жизнь общества.

4.1 Культура и духовная жизнь.
4.2 Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; молодежные субкультуры.
4.3 Средства массовой информации.
4.4 Искусство, его формы, основные направления.
4.5 Наука.
4.6 Образование и самообразование.
4.7 Религия как феномен культуры.
4.8 Мораль, ее категории.
4.9 Тенденции духовной жизни современной России.

5. Экономическая сфера жизни общества.

5.1 Экономика: наука и хозяйство.
5.2 Экономическая культура.
5.3 Экономическое содержание собственности.
5.4 Экономические системы.
5.5 Многообразие рынков.
5.6 Измерители экономической деятельности.
5.7 Экономический цикл и экономический рост.
5.8 Специализация.
5.9 Обмен.
5.10 Государственный бюджет.
5.11 Государственный долг.
5.12 Денежно-кредитная политика.
5.13 Налоговая политика.
5.14 Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.
5.15 Экономика потребителя.
5.16 Экономика производителя.
5.17 Рынок труда.
5.18 Безработица.
5.19 Уровень жизни.
5.20 Прожиточный минимум.
5.21 Россия в условиях рыночной экономики.

Раздел 6. Социальные отношения.

6.1 Социальные отношения и взаимодействия.
6.2 Многообразие социальных групп.
6.3 Социальный статус.
6.4 Социальные роли.
6.5 Неравенство и социальная стратификация.
6.6 Социальная мобильность.
6.7 Социальные нормы.
6.8 Отклоняющееся поведение.
6.9 Социальный контроль и самоконтроль.
6.10 Семья как социальный институт и малая группа.
6.11 Тенденции развития семьи.
6.12 Молодежь как социальная группа.
6.13 Этнические общности.
6.14 Межнациональные отношения.
6.15 Социальный конфликт и пути его разрешения.
6.16 Национальная политика.
6.17 Социальные процессы в современной России.

7. Политика.

7.1 Власть, ее происхождение и виды.
7.2 Политическая система.
7.3 Признаки, функции, формы государства.
7.4 Государственный аппарат.
7.5 Избирательные системы.
7.6 Политические партии и движения.
7.7 Политическая идеология.
7.8 Политические режимы.
7.9 Местное самоуправление.
7.10 Политическая культура.
7.11 Основные черты гражданского общества.
7.12 Правовое государство.
7.13 Политическая жизнь современной России.
 

8. Право.

8.1 Право в системе социальных норм.
8.2 Система права: основные отрасли, институты, отношения.
8.3 Источники права.
8.4 Правовые акты.
8.5 Правоотношения.
8.6 Правонарушения.
8.7 Конституция в иерархии нормативных актов.
8.8 Публичное и частное право.
8.9 Юридическая ответственность и ее виды.
8.10 Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.
8.11 Правовые основы брака и семьи.
8.12 Международные документы по правам человека.
8.13 Система судебной защиты прав человека.
8.14 Основы Конституционного строя Российской Федерации.
8.15 Федерация, ее субъекты.
8.16 Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации.
8.17 Институт президентства.
8.18 Правоохранительные органы.
8.19 Международное гуманитарное право.
8.20 Правовая культура.

Источники и литература

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Уголовный кодекс РФ.
  4. Семейный кодекс РФ.
  5. Трудовой кодекс РФ.
  6. Боголюбов Л.Н. Обществознание: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова. М.: Просвещение, 2007.
  7. Боголюбов Л.Н. Обществознание: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин. М.: Просвещение, 2008.
  8. Клименко А.В. Обществознание: учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы / А.В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Дрофа, 2006.
  9. Поляков Л.В. Обществознание: Человек в глобальном мире. 10 класс / Л. Г. Ионин, Л. В. Поляков. М.: Просвещение, 2009.
  10. Поляков Л.В. Обществознание: Глобальный мир в XXI веке. 11 класс / Л.В. Поляков, А.Н. Иоффе. М.: Просвещение, 2007.
  11. Школьный словарь по обществознанию / под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2007.

Программа разработана в соответствии со стандартом основного общего образования по обществознанию и стандартом среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый и профильный уровни), утвержденными приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089 (изменен приказами  №164 от 03.06.2008,  №320 от 31.08.2009, №427 от 19.10.2009, №69 от 31.01.2012, №39 от 24.01.2012).

Смотрите также: