Выставка «Трезвость и труд рядом идут» | Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета (МГУП имени Ивана Федорова) 

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

Выставка русского агитационного плаката «Трезвость и труд рядом идут! Нет алкоголизму и наркомании!»

23 ноября в Музее истории полиграфии и книгоиздания МГУП имени Ивана Федорова открылась выставка русского агитационного плаката «Трезвость и труд рядом идут! Нет алкоголизму и наркомании!».

Открыл мероприятие и.о. ректора МГУП имени Ивана Федорова Константин Антипов. «Призываю вас не начинать курить! Проявите волю и мудрость!» - с такими словами обратился он к собравшимся в зале музея студентам.

Выставка, презентующая копии старинного русского лубка,  уже посетила Пензу, Брянск, Орел, Волгоград и многие другие города России. Работы были предоставлены специально для экспонирования в Музее университета коллекционером народного творчества, директором Московского музея народной графики, а по совместительству выпускником МГУП имени Ивана Федорова Виктором Пензиным.

«Я рад, что мою коллекцию экспонирует Университет печати.  Для меня это своеобразный отчет перед родным вузом, который сделал очень многое для развития моей профессиональной деятельности, - поблагодарил организаторов выставки Виктор Пензин. – Русский лубок – уникальное явление в искусстве и истории нашей страны. Это кладезь народной мудрости и творчества. Обратите внимание на этот жанр. Надеюсь, что вы не зря потратите время и откроете для себя много интересного».

В качестве почетных гостей, на открытии экспозиции присутствовали представители Департамента семейной и молодежной политики Москвы, руководящие составы московских вузов, а также преподаватели и студенты МГУП имени Ивана Федорова.

Директор Департамента социального развития МГУП имени Ивана Федорова, член Комиссии по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения САО г. Москвы Елена Гермацкая рассказала о мероприятиях, проводимых префектурами округов столицы, направленных на решение заявленных проблем. Выставка в музее университета, по её словам, – «неоценимый и весомый вклад в формирование достойной личности подрастающего поколения».

Подавляющее большинство пришедших на открытие выставки – студенты вузов. Их мнения по поводу влияния лубочного искусства разделились. Одни считают, что «искусство – не самый сильный инструмент в борьбе с пагубными привычками». Другие рассуждали о представленных экспонентах, как о действенном методе решения существующих проблем: «Социальные плакаты типа «Папа, не пей!» уже давно ни на кого не действуют. Лубок – оригинален. В своей ненавязчивой манере он может заставить людей задуматься о пагубных привычках и, возможно, отказаться от них». 

Фотографии с открытия выставки


Справка:

Лубок - русская народная картинка – художественный, печатный и полиграфический вид искусства появился в середине XVIвека одновременно с книгой первопечатника Ивана Федорова "Апостол" (1564 г.). Ставший традиционной формой народных гравюр, лубок возник как кар­тинка-азбука, картинка-рассказ. Отпечатанные с деревянных и медных досок, раскрашенные яркими красками, лубки расходились по всей Руси: от крестьянских изб до барских усадеб.

Жанр лубка требовал сопро­вождения рисунка текстом, который зачитывал грамотный человек. Благодаря своей декоративности, лубок быстро завоевывал популярность среди простонародья и в высших слоях российского общества. Так, стены детской комнаты царевича Петра Алексеевича, будущего Петра I, были увешаны лубочными картинками.

Тематика лубка постоянно расширялась. Его мастера обращались к героям русского эпоса, к рыцарским романам, сценам повседневной жизни. Прототип современных СМИ, лубок доступным языком, живо и остроумно, порой прибегая к сатирическим аллегориям и притчам, повествовал людям о том, что их волновало. Лубочные картинки рассказывали о военных кампаниях, включая Отечественную войну 1812 года, русско-японскую (1904-1905 гг.) и первую мировую (1914-1917 гг.) войны.

Тем самым лубок является средством воспитания патриотизма и просвещения. Лубок в течение всей своей истории пропагандировал здоровый образ жизни: «Трапеза благочестивых и нечестивых» (XVIIIвек); «Змея хоть умирает, а зелья все хватает»; «Разговор пьющего с непьющим» (XIXвек) и мн. мн. др.В отличие от плаката, который «приказывает!», «призывает!», лубок рассказывает. Действие и место плаката – площадь, улица, массы («Окна РОСТА», «Окна ТАСС», «Агитплакат»). Лубок рассказывает, убеждает человека. Поле действия лубка – жилая комната, изба, помещение. Отсюда и небольшой размер листа. Декоративность, цвет лубка только усиливает восприятие. Зритель принимает и соглашается, увиденное заставляет задуматься человека. Разве могут тронуть рекламные плакаты в метро, типа: «Скажи – нет курению!»? Пустой призыв и бесполезная трата народных денег!!! Сравните с  классикой  плакатного  искусства: «Родина-мать зовет!», 1941 г.; «Ты записался добровольцем?», 1920 г.; «Помоги!»,1921 г.

Задача выставки современного лубка «Трезвость и труд рядом идут. Нет алкоголизму и наркомании!»- средствами изобразительного искусства стремиться вскрыть зловредные болячки, грозящие физическому и моральному здоровью общества, призывая к здоровому образу жизни. Выставка успешно прошла во многих городах России: Пензе, Брянске, Орле, Волгограде, Волжском (Волгоградской обл.), Митищи и Королеве, (Моск. обл.) и др. Заявки на данную выставку поступили еще из десяти городов РФ.

Архив выставок