Журнал «Тара и упаковка» | Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета (МГУП имени Ивана Федорова) 

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

Журнал «Тара и упаковка»

 

Меморандум Всемирной упаковочной организации (WPO)
о роли и значении профессиональных конкурсов и наград в упаковочной отрасли

Введение

Многие организации – члены Всемирной упаковочной организации (WorldPackagingOrganisation– WPO) проводят соревнования в сфере упаковки и присуждают награды победителям в своих странах, и WPO также организует подобные мероприятия. Преимущественно конкурсы проводятся для операторов рынка, хотя растет и число конкурсов, специально организуемых для студентов и даже для школьников. В дополнение к национальным соревнованиям существуют также конкурсы, охватывающие целые регионы, а такие конкурсы, как WorldStar (Звезда Упаковки) и WorldStarStudent (Студенческая Звезда Упаковки), организуются Всемирной упаковочной организацией как всемирные соревнования для участников рынка и для студентов, получивших награды на национальном или региональном уровне. WPO имеет многолетний опыт присуждения наград WorldStarAwardsза профессиональные достижения в области упаковки, предоставляя возможность компаниям сравнивать свои инновационные разработки с другими из разных уголков мира, улучшая таким образом качество упаковки на глобальном уровне. Хотя конкурс WorldStarStudent гораздо моложе, он не менее важен для упаковочной отрасли и потребителей, так как помогает привлекать к производству упаковки молодые таланты.

В этом меморандуме мы попытаемся рассмотреть несколько вопросов. Во-первых, какую цель преследуют такого рода мероприятия, во-вторых, – какова разница между организацией присуждения наград за профессиональные достижения и проведением конкурса, и, наконец, обсудим важность беспристрастности, открытости и прозрачности при проведении всех видов соревнований и конкурсов.

Цель проведения конкурсов по упаковке и присуждения наград за профессиональные достижения

Как мы уже отметили, конкурсы бывают нацелены на разные группы участников, и мы будем рассматривать их с двух точек зрения: важность собственно проведения конкурсных мероприятий и важность их для разных групп участников.

Хотя не так много исследований посвящено выгодам, получаемым участниками соревнований и конкурсов, будь то частными лицами или организациями, однако, как правило, все согласны с тем, что участие в таких мероприятиях, в первую очередь, стимулирует участников и поощряет достижения. Предприятие или организация может укрепить свои позиции на рынке благодаря росту продаж или возросшей привлекательности для потенциальных работников. Победа в конкурсе может укрепить боевой дух непосредственных участников, а в несколько меньшей степени, и всей организации в целом.

Однако нужно также признать, что участие в конкурсах может иметь свои негативные стороны и риски. Подготовка номинации на конкурс потребует времени и, вероятно, отвлечет от других, возможно, более важных задач. По этой причине для того, чтобы серьезно претендовать на победу, организация должна тщательно все взвесить, прежде чем выделять время и иные ресурсы для подготовки к участию в конкурсе. Нужно также понимать, что всегда есть риск неполучения награды, что может иметь влияние не только на тех, кто вовлечен в конкурсные мероприятия, но и отразиться на взаимоотношениях с клиентами или потенциальными клиентами. Разочарование и потеря мотивации – реальные последствия для тех, кто не добился успеха в состязании, особенно, если победу одержали близкие конкуренты.

Потому, прежде чем включаться в конкурсную борьбу, организация, в идеале, должна четко определиться с тем, что:

- участие в конкурсе вписывается в общую стратегию развития компании и ее систему приоритетов,
- необходимые ресурсы определены и выделены,
- рекламная стратегия четко определена, и под нее выделены ресурсы,
- назначен ответственный руководитель в топ-менедменте, который обеспечит необходимую поддержку для команды участников,
- продуман план действий в случае победы или поражения в конкурсе.

Важность для разных групп участников

Для компаний участие в конкурсе может дать возможность:

- продвинуть инновационное решение привлечением к нему внимания и демонстрации его достоинств,
- представить потенциал компании в сравнении с национальными и международными конкурентами,
- сформировать команду и укрепить командный дух в процессе совместной работы над номинациями,
- усилить позиции упаковочного сектора в компании по сравнению с остальными направлениями деятельности организации,
- привлечь внимание к вопросам продвижения товара и важности маркировки для клиентов,
- поощрить персонал за достижения, например, выплатой бонуса или участием в церемонии награждения.

Для студентов участив конкурсе может:

- включить молодых людей в деятельность отрасли, предоставив возможность тесного сотрудничества в деловой среде, с которой они ранее могли не соприкасаться,
- предоставить возможности для завязывания полезных деловых знакомств и даже прямых предложений о трудоустройстве от компаний-спонсоров, специализированных периодических изданий и т.п.,
- помочь выявить молодые таланты для заинтересованных предприятий и дать возможности для проявления творческих способностей,
- дать возможность сопоставить различные открывающиеся пути развития карьеры, которые могут оказаться более привлекательными, чем известные ранее,
- дать возможность практического применения академических знаний.

Для учебных заведений участие в конкурсах имеет свои преимущества. А именно:

  1. Получение общих современных знаний о роли упаковки в обществе и оценке сложных взаимоотношений индустрии с окружающей средой.
  2. Возможность для преподавателей использовать имеющийся у всех учеников непосредственный практический опыт как средство повышения мотивации при обучении.
  3. Возможность работать с разными материалами, которые находятся на стыке жизни учащихся и упаковочной индустрии.
  4. Профориентационная работа с учащимися.
  5. Возможности построения сотрудничества между учебными заведениями и предприятиями отрасли, спонсорами и пр.

Соревнования или присуждение наград?

В чем разница между проведением соревнований и простым присуждением наград (премированием)?

Соревнования проводятся по принципу «выбираем лучшего», с дополнительным поощрением тех, кто занимает второе, третье, и, возможно, другие места. Преимущество данного подхода в том, что он прост для понимания и позволяет четко определить «победителя». Недостатком является то, что победа присваивается не в зависимости от наличия объективных достоинств, а скорее, в сравнении с остальными номинантами, принимающими участие в конкретном конкурсе. Таким образом, «лучший» номинант конкурса может не оказаться даже в группе финалистов другого конкурса. Это означает, что всегда будет выбран победитель, вне зависимости от объективных достоинств номинантов.

Присуждение наград (премирование) обычно означает, что лучший номинант будет выбираться в соответствии с критериями, которые определяются до судейства. Преимущество данного подхода в том, что успеха добивается тот участник, который демонстрирует определенные объективные достоинства в сравнении с установленными критериями, и что критерии достижения успеха и оценка качества останутся неизменными. Недостатком подхода может явиться долгий и сложный процесс выработки критериев оценки, при этом разработчики стандартов могут расходиться во мнениях друг с другом и с участниками конкурса. Критерии отбора часто включают в себя несколько параметров, и сложность состоит не только в том, чтобы достичь согласия о том, что оценивать, но и в сравнительном сопоставлении и значимости различных параметров при оценивании. При простом премировании возможно отметить сколь угодно много достойных номинантов или, напротив, ни одного.

Конкурс, непредвзятость и прозрачность

Независимо от способа организации или схемы проведения конкурса, процедуры номинирования, отбор победителей и присуждение им наград являются необходимой составляющей. При проведении всех мероприятий необходимо заранее четко определить многие важные моменты, в том числе, как будут использоваться фотографии номинаций и другие материалы.

Информация о судейском жюри и о методике отбора должна быть доступной, понятной, возможно, судьи должны пройти специальную подготовку перед проведением конкурса. Желательно, чтобы кратко и по существу судьи представили свое пояснение к результатам отбора победителей. Все чаще неудачливые участники соревнований обращаются за разъяснениями по решению жюри, особенно, если им пришлось задействовать значительные ресурсы для подготовки к участию в конкурсе или регистрационный взнос достаточно существенен. Опять же, положение о проведении конкурса должно содержать пояснения о том, будут ли представлены причины отсева проигравших номинаций и возможности ведения диалога между организаторами конкурса и потенциальными участниками.

Очень важно предусмотреть, чтобы не могло возникнуть даже малейшего конфликта интересов между принципами проведения конкурса и организаторами. Если есть подозрение, что результаты могут прямо или косвенно пересекаться с интересами организатора, необходимо пристальное внимание к прозрачности проведения конкурса и справедливости распределения наград. Обвинение в предвзятости также возможно при привлечении спонсорской помощи для проведения соревнований. Спонсорство является неотъемлемой составляющей финансирования многих конкурсов, и при привлечении спонсоров необходимо аккуратно, но четко обозначить, что спонсор не имеет права влиять на отбор победителей, или если ему представляется такая возможность, то это делается открыто и специально поясняется для общественности.

И, наконец, необходимо обозначить, что решение судейского жюри является окончательным и пересмотру не подлежит (даже если оно неверно!).

От редакции журнала «Тара и упаковка»

Редакция журнала «Тара и упаковка» совместно с партнерами проводит профессиональные, студенческие и детские конкурсы, связанные с дизайном, конструированием, производством, использованием тароупаковочной продукции, а также, связанные с утилизацией упаковочных отходов с 1995 года, то есть уже более 15 лет.

С этого же времени предприятия, успешно участвовавшие в национальных конкурсах, проводимых Национальной конфедерацией упаковщиков (НКПак) России и журналом «Тара и упаковка» принимают успешное участие в международном конкурсе  WorldStar (Звезда Упаковки) и позднее – российские студенты, участвовавшие в конкурсе «Заводной апельсин» – в международном конкурсе WorldStarStudent (Студенческая Звезда Упаковки). Наше участие в международных конкурсах подтверждает высокий уровень, растущее качество и конкурентоспособность отечественной упаковки, ее креативность, оригинальный дизайн и технологичность.

Специальные издания

25 упаковочных решений, которые изменили мир