Иностранный язык | Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета (МГУП имени Ивана Федорова) 

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

Программа вступительного испытания по иностранному языку для поступающих в МГУП имени Ивана Федорова в 2013 году

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Описанные в данной программе вступительные испытания по иностранному языку предназначаются для тех категорий абитуриентов, которые имеют право на поступление в вуз по альтернативной схеме, то есть, минуя ЕГЭ по иностранному языку.

Назначение экзаменационной работы– проверить уровень владения абитуриентами коммуникативной компетенцией по всем 4 видам речевой деятельности и лексико-грамматической компетенцией с целью конкурсного отбора в университет.

Содержание экзамена. Виды заданий и критерии их оценивания

Структура вступительных испытаний по иностранному языку опирается на формат ЕГЭ и включает 5 разделов: чтение, грамматика и лексика, письменная речь. Предлагаемые вступительные испытания предполагают проверку уровня владения абитуриентами коммуникативной и лексико-грамматической компетенцией в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта и требованиями программ по иностранным языкам.

Содержание вступительного экзамена и система оценивания результатов соответствует основным требованиям, предъявляемым к ЕГЭ по иностранным языкам.

Раздел 1 (Чтение) включает в себя чтение 3 текстов и 15 заданий на проверку уровня понимания прочитанного с использованием тестовых методик:

  • 10 на множественный выбор (выбор правильного ответа из числа предложенных);
  • 5 на установление соответствий.

Рекомендуемое время на выполнение Раздела  1– 30 минут.

Раздел 2 (Грамматика и лексика)включает в себя 20 заданий тестового характера и 5 заданий, требующих короткого ответа.

Рекомендуемое время на выполнение Раздела 2 – 40 минут.

Раздел 3 (Письменная речь)представляет собой написание личного письма или письменное высказывание с элементами рассуждения по одной из предложенных проблем.

Объем письменной работы - 200-250 слов.

Рекомендуемое время на выполнение Раздела 3 – 40 минут.

Время проведения вступительных испытаний – 140 минут на каждого абитуриента (без учета времени ожидания и инструктажа).

Порядок проведения вступительных испытаний.

1. Первая часть вступительного экзамена – выполнение письменных заданий по чтению, грамматике и лексике, письму. Все решения тестовых заданий по чтению, грамматике и лексике испытуемые заносят шариковой или гелевой ручкой только в бланк ответа. ФИО испытуемых на бланках ответа не указывается, каждому участнику вступительных испытаний присваивается регистрационный номер, который и указывается в бланке ответов. Черновики не принимаются и не проверяются. Время, отводимое на заполнение бланков ответа, включено во время, рекомендуемое на выполнение каждого из Разделов. Испытуемым могут быть выданы 2 отдельных листа ответа, их которых первый предназначен для выполнения заданий из Разделов 1-2, второй для выполнения задания из Раздела 3. На листе для выполнения задания из Раздела 3 также указывается только регистрационный номер участника.

1.1. Тестовые задания по чтению выдаются вместе с текстами.

1.2. Перед выполнением задания по письму участники получают опорный текст(ы), по проблеме которого (которых) они должны написать либо письменное сообщение для того или иного адресата (лица, редакции газеты или журнала и т.д.), либо письменное высказывание с элементами рассуждения.

1.3. В каждой аудитории во время выполнения задания находятся не менее 2 преподавателей.

2. Подведение итогов вступительных испытаний. После выполнения испытуемыми заданий из Разделов 1-3 экспертная комиссия подводит окончательные итоги экзамена, суммируя полученные баллы по всем заданиям, и оценивает абитуриентов согласно разработанным критериям.

2.1. Проверка и оценка выполнения испытуемыми заданий из Разделов 1-3 осуществляется на основе разработанных ключей к заданиям (каждое правильное решение оценивается в 1 балл).

2.2. Выполнение заданий Раздела 3 оценивается в соответствии со следующей шкалой дескрипторов:

Схема оценивания выполнения заданий Раздела 4
(Максимум 20 баллов)

Таблица 1

Решение коммуникативной задачи (содержание) - максимально 6 баллов Организация текста - максимально 5 баллов
Задание выполнено полностью (6 баллов): содержание отражает все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно с учетом цели высказывания и адресата; соблюдены принятые в языке нормы вежливости. Задание выполнено полностью (5 баллов): Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; текст разделен на абзацы; оформление текста соответствует нормам, принятым в стране изучаемого языка.
Задание выполнено: некоторые аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью; имеются отдельные нарушения стилевого оформления речи; в основном соблюдены принятые в языке нормы вежливости (3-5 баллов). Высказывание в основном логично; имеются недостатки при использовании средств логической связи; имеются отдельные недостатки при делении текста на абзацы; имеются отдельные нарушения в оформлении теста (3-4 балла).
Задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; встречаются нарушения стилевого оформления речи; в основном не соблюдаются принятые в языке нормы вежливости (1-2 балла). Высказывание не всегда логично; имеются многочисленные ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление теста на абзацы отсутствует; имеются многочисленные ошибки в оформлении текста (1-2 балла).
Задание не выполнено: содержание не отражает те аспекты, которые указаны в задании, или не соответствует требуемому объему (0 баллов). Отсутствует логика в построении высказывания; текст не оформлен (0 баллов).

Таблица 2

Баллы Лексика
(максимально – 3 балла)
Грамматика
(максимально – 3 балла)
Орфография и пунктуация
(максимально – 3 балла)
3 Используемый словарный запас соответствует поставленной задаче; практически нет нарушений в использовании лексики. Используются грамма-тические структуры в соответствии с поставленной задачей. Практически отсутствуют ошибки. В тексте отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки.
2 Используемый словарный запас соответствует поставленной задаче, однако встречаются отдельные неточности в употреблении слов либо словарный запас ограничен, но лексика использована правильно. Имеется ряд грамматических ошибок, не затрудняющих понимание текста. Орфографические ошибки практически отсутствуют. Текст разделен на предложения с правильным пунктуационным оформлением.
1 Использован неоправданно ограниченный словарный запас; часто встречаются нарушения в использовании лексики, некоторые из них могут затруднять понимание текста. Либо часто встречаются ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но затрудняют понимание текста. Имеется ряд орфографических и / или пунктуационных ошибок, которые не значительно затрудняют понимание текста.
0 Крайне ограниченный словарный запас не позволяет выполнить поставленную задачу. Грамматические правила не соблюдаются. Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются.

Требования к уровню подготовки абитуриентов
(в соответствии с базовым уровнем программ среднего (полного) образования по иностранным языкам)

К завершению обучения в старшей шко­ле на базовом уровне подразумевается дости­жение учащимися уровня общеевропей­ского порогового уровня (В1) подготовки по иностранному языку.

В результате изучения иностранного языка на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  • значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обу­чения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка;
  • значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме (видо-вре­менные, неличные и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклоне­ния, косвенная речь/косвенный вопрос, по­буждение и др., согласование времен);
  • страноведческую информацию из ау­тентичных источников, обогащающую со­циальный опыт школьников: сведения о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной, язы­ковые средства и правила речевого и нере­чевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера.

В результате изучения иностранного языка на базовом уровне ученик должен уметь:

чтение

  • читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художест­венные, научно-популярные, прагматичес­кие, используя основные виды чтения (оз­накомительное, изучающее, поисковое/ просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;

письменная речь

  • писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого язы­ка, делать выписки из иноязычного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • общения с представителями других стран, ориентации в современном мультикультурном мире;
  • получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе че­рез Интернет), необходимых в образова­тельных и самообразовательных целях;
  • расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;
  • изучения ценностей мировой культу­ры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представите­лей зарубежных стран с культурой и достижениями России.

Языковые знания и навыки:

Орфография

Наличие у абитуриентов сформированных орфографических навыков, применительно к языковому материалу, входящему в лексико-грамматический минимум базо­вого уровня.

Лексическая сторона речи

Лек­сический минимум выпускников полной средней школы составляет 1400 лексичес­ких единиц.

Наличие у испытуемых навыков распознавания и упо­требления в речи лексических единиц, об­служивающих ситуации в рамках темати­ки основной и старшей школы, наиболее распространенных устойчивых словосоче­таний, реплик-клише речевого этикета, ха­рактерных для культуры стран изучаемого языка; навыков использования словарей.

Грамматическая сторона речи

Владение абитуриентами навыками распозна­вания и употребления в речи различных коммуникативных и структурных типов предложения; владение навыками распозна­вания и употребления сложносочиненных и сложноподчи­ненных предложений, в том числе условных предложений с разной степенью вероятности: вероятных, маловероятных и невероятных.

Владение навыками распознавания и употребления в речи: различных грамматических конструкций, входящих в минимум базо­вого уровня;наиболее употребительных временных форм действительного и пассивного залога; модальных глаголов и их эквивалентов; неличных форм глагола; различных грам­матических средств для выражения буду­щего времени; артиклей; имен существительных в единственном и множественном числе (в том числе исключения); личных, притяжательных, ука­зательных, неопределенных, относитель­ных, вопросительных местоимений; прила­гательных и наречий, в том числе наречий, выражающих количество; количественных и порядковых числительных.

Наличие знаний о функцио­нальной значимости предлогов и навыков их употребления: предлоги во фразах, выражающих направ­ление, время, место действия; навыков употребления разных средств  связи  в  тексте  для обеспечения его целостности.

Смотрите также:
Поступающим