Роль музеев в военно-патриотическом воспитании молодежи | Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета (МГУП имени Ивана Федорова) 

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

Роль музеев в военно-патриотическом воспитании молодежи

Доклад С.В. Морозовой на конференции «Роль музеев в военно-патриотическом воспитании молодежи», организованной 2 июня 2015г. Московским городским Советом ветеранов и Советом ректоров вузов г.Москвы и Московской области.

Дойти до каждого.

В последние годы, наконец, стали говорить о необходимости серьезной воспитательной работы и, в частности, о патриотическом воспитании. Стали проводить массовые мероприятия в школах, вузах и в масштабах страны. По городам страны прошли «Бессмертные полки» – без слез и гордости невозможно было смотреть на эти миллионные людские реки. Знаю, что это всколыхнуло семейную память. Люди обратились к домашним архивам, узнали о подвигах своих родных и испытали гордость за них. Великое дело, спасибо инициаторам, тем, кто выдвинул идею и тем, кто ее поддержал!

Однако, откуда вандализм, о котором писали в «АИФ», и неуважение к памяти погибших сразу после 9 мая?

Задумаемся. Почему?

Думается, что мы пожинаем плоды 90-х в обучении и воспитании, которое свелось (и сегодня преобладает) к «буму» развлечений.

В 1990-е годы само слово «воспитание», только упоминание его, было равносильно упоминанию «черта» и приводило некоторых руководителей в вузах (это не выдумка, а факт, свидетелем которой была) к бешенству – «опять в шеренги?».

Жертвами стали не только целое поколение нынешних студентов, но и некоторые молодые преподаватели – наставники их, призванные сегодня переломить ситуацию.

В свое время К.Чуковский в статье «Дети и война» писал: когда кончится война и мы будем раздумывать о причинах нашей победы, «не забудем, что у нас был могучий союзник – армия советских людей».

Был бесценный опыт советского периода (он отнюдь не сводился лишь к идеологической «муштре», как его изображают). Этот опыт обобщался, были публикации. Давайте возьмем из него все ценное для нашего времени.

В музее МГУП имени Ивана Федорова ежегодно со студентами, со школьниками проводятся экскурсии как по истории полиграфии, книгоиздания, так и по истории вуза – здесь они знакомятся с вкладом преподавателей и выпускников в развитие полиграфической отрасли. Только в этом учебном году музей посетило 700 студентов и около 3 тыс.школьников.

Традиционными стали экскурсии по экспозиции «МПИ в годы Великой Отечественной войны». Экскурсия перерастает в лекцию на «Выставке плакатов и книг», посвященной Дню Победы. Из общения с экскурсантами выясняются очень слабые знания о войне. В сознании многих отсутствует, что «План Ост» ставил задачей порабощение и ликвидацию советских людей. Документы войны, представленные в экспозиции становятся откровением.

Демонстрация документальных и художественных фильмов, спектакли студенческого театра и песни военных лет также входят в арсенал патриотического воспитания, осуществляемого музеем. Важными являются встречи с ветеранами института и участниками войны. Особенно волнуют молодежь, что испытывали воины на фронте, каждую минуту рискуя жизнью, когда «до смерти четыре шага», как жили в тылу, как сражались, находясь в плену, в партизанском отряде, в подполье. Стоит отметить, что несколько лет назад студенты Университета печати помогли сделать записи воспоминаний участников войны, в т.ч. ветеранов р-на «Коптево».

Но, главное, наряду с традиционными для всех массовыми мероприятиями, мы поставили перед собой задачу: достучаться до сердец, души каждого студента.

Как ее осуществить? – Ненавязчиво познакомить их с историческими документами, включив в реальную работу.

Студенты-художники приняли участие в создании экспозиций по истории полиграфии, издательств и университета. И 15 лет назад музей состоялся!

Сегодня они участвуют в выставках, в том числе демонстрируя свои работы, связанные с Великой Отечественной войной.

Музей, организуя встречи выпускников, задумал издать воспоминания (так появились «Мы из МПИ» – две книги большого формата, с иллюстрациями, в общей сложности 967 страниц). В верстке книги участвовали и студенты. При подготовке их назрела необходимость издать отдельно книгу о преподавателях и сотрудниках вуза (книга «Мы из МПИ – МГАП –МГУП в том же формате и в 745 страниц, с фотографиями вышла в 2010году). Написанием статей занимались студенты и сотрудники музея. А далее, параллельно возникла мысль – а не сделать ли отдельно книгу о преподавателях, сотрудниках и студентах-фронтовиках? Издание ее 5 лет назад вызвало желание дополнить книгу. И сегодня «Не забудем тех, кто принес Победу» печатается. Объем материала второго издания увеличился в 2 раза. Книга содержит 338 фотопортретов фронтовиков, фронтовые рисунки выпускника МПИ-МГУП 1932 года – Ю.Цишевского, ставшего после войны главным художником журнала «Юность».

Книга – результат многолетней поисковой работы сотрудников музея, выпускников и студентов.

Богатым источником для изучения истории являются газеты. В многотиражной газете в 1940-1960 годах печатались воспоминания (еще «свежие»), стихи, фронтовой фольклор , рисунки. С помощью студентов включили этот материал в книгу.

Источником для нас служили и книги, написанные нашими преподавателями и выпускниками – фронтовиками.

Ценный материал мы получили, изучив сотни личных дел участников войны в архиве МПИ-МГУП. Студенты участвовали в написании очерков, компьютерном наборе их. Эта работа не прошла для студентов бесследно.

К 70-летию Победы нами подготовлена книга (400 страниц в А4, 67илл.,200 фото) «1941.Детство отменяется». К сожалению, пока книга не издана в силу материальных трудностей. Сейчас мы занимаемся поиском спонсоров.

Авторами (а их около 100) стали те, детство которых пришлось на войну. Это последнее поколение, которое помнит войну:

«И никуда – никуда мне не деться от этого.
Ночь за окном, во дворе – никого.
И только к утру встает зорькой рассветною
Остров детства, остров детства моего»

– пишет один из авторов. Многим воспоминания дались нелегко. Все в разной степени прошли через трудности. Ни один очерк, рассказ не может оставить равнодушным никого. Студенты, набиравшие воспоминания, остро сопереживали с героями трудности их детства, о чем с нами делились. 13 студентов взяли интервью у своих прабабушек и прадедушек – детей войны и благодарили нас за то, что, получив задание, смогли лучше узнать их, отношения между ними стали теплее. Огонек памяти в семье не погас.

Создавая книгу, мы понимали ее высокое предназначение для новых поколений – для школьников как младших, так и старших классов, и для студентов. Переживания «детей войны» быстрее дойдут от их сердец, до сердец детей ХХIвека.

Поисковая работа позволила, наконец, открыть в МГУП Мемориал участникам войны. Он создан на средства преподавателей, сотрудников и студентов. Увековечены более 400 участников, 34 погибших. Удалось установить места захоронений многих из них. Вот уже несколько лет студенты выезжают на место гибели ГСС – выпускника МПИ, художника М.Л. Гуревича в Смоленскую область и в с.Холмец Тверской обл., где погибли 4 преподавателя – ополченца. Студенты не только узнают о кровопролитных боях на Смоленщине и под Ржевом. Сильные чувства вызывает рассказ в музее Поискового отряда. В этом году студенты участвовали в захоронении останков воинов. Может среди них были и двое наших преподавателей пропавших там безвести?

С трех бронзовых мемориальных досок теперь взирают на студентов три Героя СССР и России, имена двух из них мы установили недавно.

10 лет музей МГУП имени Ивана Федорова удерживает первое место в Северном округе и второе по г.Москва в конкурсе вузовских музеев по патриотическому воспитанию студенческой молодежи к 65-летию и 70-летию Победы. Это ко многому обязывает коллектив: не расслабляться, искать новые формы работы с молодежью. Роль музеев возрастает.

Директор музея Истории полиграфии, книгоиздания и МГУП
к.и.н. доцент С.В. Морозова