Научно-исследовательская работа | Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета (МГУП имени Ивана Федорова) 

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

Кафедра издательского дела и книговедения

Сведения о направлениях научной деятельности

I. Издательское дело в информационном обществе: история, теория, практика

Направление предполагает:

  • разработку теоретических и методологических основ редакционно-издательской деятельности: выявление профессиональных характеристик редакционно-издательской деятельности как информационной технологии воспроизводства интеллектуального потенциала; обоснование методологических принципов формирования системы понятий современного редакционно-издательского знания;
  • изучение современной редакционно-издательской практики; технологии редакционно-издательского процесса; теории и методики редактирования литературного произведения: изучение издательской практики с учетом ее наиболее значимых аспектов и обоснование на этой основе организационно-методических и редакционно-технологических основ современного книгопроизводства;
  • анализ основных этапов формирования и современного состояния развития, информационно-библиографического обеспечения российской издательской системы;
  • анализ современных издательских стратегий (в том числе цифровых, оформительских, рекламно-маркетинговых и пр.) в различных сферах книгоиздания (в том числе литературно-художественного, научного, научно-популярного и пр.);
  • инновационные технологии в издательском деле: краудфандинг, цифровой селфпаблишинг (selfpublishing) и пр.;
  • изучение основных направлений развития электронного издательского дела и специфики редакторской подготовки электронных изданий;
  • предпринимательская деятельность в издательском бизнесе; специфика разработки и принятия управленческих решений в современном издательстве; проекты как часть структуры издательского выпуска: специфика менеджмента.

II. Книга и периодические издания в медиапространстве: история, теория, практика

Направление предполагает:

  • изучение структуры медиапотребления россиян; современных читательских практик; специфики пропаганды книги и чтения в современных условиях;
  • изучение основных этапов формирования, современного состояния, тенденций и перспектив развития книжного рынка (в том числе рынка электронных интерактивных изданий и книжных приложений) и рынка периодических изданий в РФ в контексте  мирового медиарынка;
  • выявление и обоснование основных тенденций развития современного отечественного книжного репертуара: динамика выпуска печатных и электронных изданий, предметно-отраслевая и типологическая структура репертуара; формирование единой информационно-библиографической платформы отечественного книжного дела.

III. Книговедение: история, теория, методика и методология

Направление предполагает:

  • познание, осознание, интерпретацию и экспликацию феномена книги, ее  логических и исторических  форм, процессов, тенденций и закономерностей возникновения, развития, эволюции и функционирования как способа отражения и средства формирования индивидуального, группового и общественного сознания;
  • исследование сходства, различия, критериев оптимального соотношения книги с другими формами способа социальной массовой коммуникации (пресса, радио, кино, ТВ, компьютерная коммуникация);
  • изучение читателя (читателеведение);
  • исследование истории, теории, практики, методологии библиографии.
Кафедра издательского дела и книговедения

Новости факультета