Дипломные проекты студентов-графиков с кафедры ХТОПП | Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета (МГУП имени Ивана Федорова) 

Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

У студентов, обучающихся на специальности «Графика», дипломный проект – это готовое к тиражу издание. В конце июня на защитах на кафедре «Художественно-техническое оформление печатной продукции» (ХТОПП) они представили проекты сборников, каталогов и справочников.

На специальности «Графика» дипломники распределяются между кафедрами: «Иллюстрация и эстамп» и «Художественно-техническое оформление печатной продукции» (ХТОПП). Итоговый дипломный проект при выборе любой кафедры представляет собой готовое к выпуску издание. Но есть отличия в тематической направленности изданий, их формате и процессе подготовки. Будущие иллюстраторы работают в разных техниках: акварель, темпера, пастель, линогравюра, батик и других, создавая серии иллюстраций чаще всего для детских и авторских книг. Студенты кафедры ХТОПП стараются создать сложноструктурные издания, используя компьютерные программы, комплексно прорабатывая макеты и оформление. В фокусе их внимания чаще оказываются сборники, каталоги, атласы, справочники и т.п. Но независимо от того, какой выбор делает студент, создавая книгу, он всегда руководствуется словами В.Н. Ляхова: «Генеральной задачей книжного искусства… является не традиционное художественное оформление книги, а интенсивная комплексная разработка её как организации, как функциональной формы» («Очерки теории искусства книги»).

К диплому студенты кафедры «Художественно-техническое оформление печатной продукции» начинают готовиться уже в начале последнего года обучения. Им нужно определиться с темой будущей работы и руководителем. Они должны понять что за книгу они будут делать, для кого она будет предназначена, есть ли похожие издания, будет ли она пользоваться спросом, в каком она будет формате. Затем студенты создают примерную структуру издания, выбирают цветовые решения и наконец, верстают первый макет с текстом. В последние месяцы перед защитой (в апреле) макет должен быть завёрстан полностью, остаются только  корректура и фотокорректура. На саму защиту можно принести готовую книгу или полный вид вёрстки с обложкой в формате PDF.

По словам членов комиссии в этом году выпускался один из лучших и сильных курсов, очень дружный и переполненный идеями. Все выставленные оценки – лишь показатель готовности работ, а большинство из них уйдут в тираж, поскольку это реальные проекты для различных учреждений и издательств.

Ксения Назарова, одна из специалистов-отличников, выполняла проект под руководством преподавателей кафедры Александра Васина и Натальи Вельчинской. Её целью была разработка издания нужного, живого, современного. «Устраивая типографический конкурс «Типомания 2017» мне посчастливилось сделать в его рамках каталог, сочетавший в себе плакатные работы дизайнеров со всего мира и экспонаты Музея Москвы (каталог «Чёрный план» – работы конкурса картографического плаката с использованием только чёрного и белого и старинные карты из запасников Музея Москвы). Пока я работала над каталогом, познакомилась с PR-менеджером Музея. К нему потом и обратилась с запросом на какое-нибудь нужное печатное издание для музея», – рассказывает Ксения.

Оказалось, что у постоянной выставки «История Москвы для детей и взрослых» очень сложная структура, и точной схемы передвижения для посетителей нет. Зато куратор выставки уже подготовил ряд материалов, которые требовалось правильно скомпоновать, чтобы показать всю глубину и историческую ценность экспонатов. Таким образом, родилась идея путеводителя, с помощью которого посетитель мог бы понять, что выставка интересна и познавательна, и смог бы без экскурсии пройти по маршруту экспозиции, увидеть связи между экспонатами, узнать какая история стоит за той или иной обычной вещицей или черепком. Ксения Назарова продемонстрировала на защите готовый каталог-путеводитель по выставке «История Москвы для детей и взрослых». Сейчас Музей просит Ксению разработать им такой же каталог, но только с расчётом на детскую аудиторию.

Проект Анны Просвириной посвящен известному французскому скульптору Огюсту Родену. На защиту она представила двухтомник в авторской коробке. «При работе над проектом мне хотелось соединить в одном месте элементы, которые редко встречаются одновременно. Как правило, художественные произведения и художественные альбомы с искусствоведческой информацией издаются отдельно», – говорит Анна. Но всё же под руководством доцента кафедры ХТОПП Наталии Мельгуновой она решилась на эксперимент и объединила эти элементы. Художественное произведение было дополнено биографическим справочником, в который вошло 56 личностей. Кроме того, здесь есть сноски на события и иллюстрированный сноски. Также она использовала в книгах авторские фотографии. Анна специально ездила в Париж и фотографировала скульптуры и памятные места.

В ноябре прошлого года исполнилось 100 лет со дня его смерти. Данному событию во Франции и в других странах были посвящены различные культурные события. Через 2 года, в 2020 году, будет отмечаться 180-летие со дня рождения Родена. В связи с этим, Анна надеется, что подготовленный ею проект заинтересует издательства.

Дипломный проект Наталии Голиковой посвящен оформлению сборника рассказов научной фантастики. «Мне всегда нравилась научная фантастика – произведения расширяли мой кругозор и приносили новую пищу для размышлений. Особенно я любила советские сборники, содержащие небольшие по объему рассказы. В советское время выпускались целые серии в этом жанре. Моя симпатия к научно-фантастическим книгам явилась одной из причин выбора темы для моей работы. Во-вторых, мне захотелось дополнить и осовременить оформление таких книг», – говорит Наталия.

В своем проекте, подготовленном под руководством доцента ХТОПП Наталии Мельгуновой, студентка решила позаимствовать удачные приёмы оформления советских сборников: карманный формат, чёрно-белые иллюстрации, желтоватую бумагу. Также она добавила то, чего, по её мнению, не хватало в старых книгах научной фантастики: сноски с объяснениями некоторых научных понятий, краткие биографии авторов, а также дополненную реальность.

У каждого выпуска серии есть объединяющая тема помещенных в него рассказов. Тема первого сборника Наталии Голиковой — рассказы о Луне. Он получил название «Тессеракт» (четырёхмерный гиперкуб). В книгу вошли рассказы 50–70-х годов – золотого века зарубежной и советской научной фантастики. Одна из главных концепций в оформлении книги – фигурные наборные полосы, форма которых развивается от треугольных до прямоугольных от начала до конца книги. Дополненная реальность в книге выражается в двух видах: в концовках рассказов и в иллюстрациях. Причём, иллюстрации Наталия рисовала сама. Чтобы обозначить наличие дополненной реальности на иллюстрациях расположена специальная метка. Также специально для этого сборника была куплена жёлтая советская бумага. Для реализации этой серии планируется контакт с издательствами.

Текст: Валерия Цехмистренко и Сергей Миронов

Категории новостей

Анонсы

Объявления